Договор страхования ответственности
защищает именно риски перевозчика, но не покрывает ущерб перевозимому грузу при форс-мажорных событиях. Зато по нему могут быть законодательно покрыты штрафы и пени от грузовладельца. Договор страхования грузов покрывает все риски внешнего воздействия, поэтому фактическое покрытие по нему для грузовладельца несколько шире. По договору страхования грузов проще застраховать более дорогостоящие перевозки: до 300 млн руб. и даже выше, тогда как договор страхования ответственности перевозчика уже с лимитом 100 млн руб. приобрести достаточно трудно, не говоря уже о размере страховой премии.
Важно учитывать, что в случае, когда груз страхуется грузовладельцем, и перевозчик также приобретает договор страхования грузов, а не ответственности, то
возникает так называемое «двойное страхование». В большинстве случаев это следствие ошибки перевозчика. Страхуя груз в пользу грузовладельца без ведения грузовладельца, перевозчик рискует получить пятидесятипроцентную суброгацию от страховщика собственника груза. И если у перевозчика нет договора страхования ответственности, то страхование груза ему уже никак не поможет. Двойное страхование может использоваться в особых случаях, но только с ведома всех участников процесса страхования и с чётким понимаем, зачем оно нужно и как оно будет работать.
Ряд экспертов в области логистики, чьё исследование
приводит издание «КоммерсантЪ», полагает, что
выходом из ситуации может быть делегирование грузовладельцем перевозчику функции страхования, но с условием, что грузовладелец и перевозчик будут действовать сообща, согласовывая условия договора, страховщика и тесно сотрудничая на этапе выплаты возмещения. Это позволит страховать груз один раз перевозчиком и оградит последнего от необходимости оформления отдельного договора страхования ответственности.