ИИ vs. андеррайтер:
кто победит?

Искусственный интеллект проникает во все сферы жизни, и страхование – вовсе не исключение. Но что именно дадут эти технологии участникам рынка? Это большой вопрос, над которым ломают голову эксперты.
Александр Герасименко, Заместитель директора департамента розничных страховых продуктов
Искусственный интеллект проникает во все сферы жизни, и страхование – вовсе не исключение. Но вот что именно дадут эти технологии участникам рынка - пока большой вопрос, над которым ломают голову ведущие специалисты.
Именно эту тему в том числе обсудили участники конференции «Оценка и управление портфельными рисками в массовых видах страхования», которая прошла в мае 2024 года и в основном была посвящена автострахованию.
Нашему коллеге, руководителю корпоративного автострахования Александру Герасименко выпала честь модерировать дискуссию «Андеррайтер – отмирающий рудимент или по-прежнему нужная функция?». Сказать по правде, это получилась не дискуссия, а настоящий баттл!

Итак, все участники (а это представители страховых и брокерских компаний) заранее разделились две группы. Первая группа была условно за то, чтобы уволить всех андеррайтеров и заменить их искусственным интеллектом (ИИ). Вторая группа – за сохранение классического андеррайтинга.

Аргументы сторонников применения ИИ в андеррайтинге:

1
Высокая скорость обработки данных: нейросети могут быстро анализировать большие объемы данных и оперативно предоставлять результаты, затрачивая на это гораздо меньше времени, чем человек.
2
Точность и объективность: нейросети предоставляют более объективную оценку, без субъективных предубеждений и ошибок, присущих людям.
3
Обработка больших объемов информации: нейросети способны одновременно анализировать огромные массивы данных из множества источников, что недоступно человеку.
4
Обучение и обновление знаний: нейросетевые модели постоянно обновляют свои алгоритмы и улучшают точность оценок на основе накопленных данных, что позволяет им быстро адаптироваться к новым условиям и трендам.
5
Снижение затрат: использование нейросетей для андеррайтинга может сократить расходы на персонал и повысить эффективность процессов, что делает страховую компанию более конкурентоспособной на рынке.

Аргументы в пользу классического андеррайтинга:

1
Оценка неполных или некорректных данных: человек может сделать выводы на основании неполных или противоречивых данных, используя свой опыт и интуицию, чего нейросеть не сможет сделать без конкретных данных.
2
Этические и моральные принципы: при принятии решений люди учитывают моральные и этические суждения, тогда как нейросети действуют только на основе статистики и алгоритмов.
3
Персонализация: андеррайтер может предложить индивидуальный подход к каждому клиенту, учитывая уникальные обстоятельства и потребности, которых может не знать или не распознать нейросеть.
4
Интуитивное понимание и опыт: люди могут полагаться на интуитивное понимание и многолетний опыт работы в отрасли, учитывая нюансы и детали, которые не всегда можно выразить в данных.
5
Коммуникация и взаимодействие: человек-андеррайтер напрямую общается с клиентами и другими специалистами, обсуждает и объясняет свои решения, что помогает в построении доверительных отношений (решения нейросетей обычно не интерпретируемы).

Каковы же общие выводы?

На сегодня ИИ не может полностью заменить андеррайтера. Вместе с тем, ИИ – это обязательный инструмент в ритейловом андеррайтинге, без него невозможно конкурировать (или будет невозможно в ближайшее время). Именно поэтому большинство крупных компаний уже используют ИИ в своих скоринговых моделях.

Андеррайтеры должны участвовать в обучении и тестировании моделей. В этой цепочке обязательно должен быть человек, который может проверить полученные выводы на здравую логику и общую адекватность.

Стоит отметить, что все вышеперечисленное относится преимущественно к розничным видам страхования. В корпоративном сегменте, где и работает Remind, роль классического андеррайтинга существенно выше, поскольку специфика сегмента диктует необходимость оценки множества неочевидных факторов и данных, тонкого интуитивного знания культуры риск-менеджмента страхователя и, что немаловажно, – понимания специфики и масштаба бизнеса компании.
услуги
Розничные продукты для вашего бизнеса
Разрабатываем эффективную модель страхования, с учетом интересов клиентов, подрядчиков или франчайзи, которая делает ваши услуги привлекательнее и укрепляет доверие партнёров.