ИИ vs. андеррайтер:
кто победит?

Искусственный интеллект проникает во все сферы жизни, и страхование – вовсе не исключение. Но что именно дадут эти технологии участникам рынка? Это большой вопрос, над которым ломают голову эксперты.
Александр Герасименко, Заместитель директора департамента розничных страховых продуктов
Именно эту тему в том числе обсудили участники конференции «Оценка и управление портфельными рисками в массовых видах страхования», которая прошла в мае 2024 года и в основном была посвящена автострахованию.
Нашему коллеге, руководителю корпоративного автострахования Александру Герасименко выпала честь модерировать дискуссию «Андеррайтер – отмирающий рудимент или по-прежнему нужная функция?». Сказать по правде, это получилась не дискуссия, а настоящий баттл!

Итак, все участники (а это представители страховых и брокерских компаний) заранее разделились две группы. Первая группа была условно за то, чтобы уволить всех андеррайтеров и заменить их искусственным интеллектом (ИИ). Вторая группа – за сохранение классического андеррайтинга.

Аргументы сторонников применения ИИ в андеррайтинге:

1
Высокая скорость обработки данных: нейросети могут быстро анализировать большие объемы данных и оперативно предоставлять результаты, затрачивая на это гораздо меньше времени, чем человек.
2
Точность и объективность: нейросети предоставляют более объективную оценку, без субъективных предубеждений и ошибок, присущих людям.
3
Обработка больших объемов информации: нейросети способны одновременно анализировать огромные массивы данных из множества источников, что недоступно человеку.
4
Обучение и обновление знаний: нейросетевые модели постоянно обновляют свои алгоритмы и улучшают точность оценок на основе накопленных данных, что позволяет им быстро адаптироваться к новым условиям и трендам.
5
Снижение затрат: использование нейросетей для андеррайтинга может сократить расходы на персонал и повысить эффективность процессов, что делает страховую компанию более конкурентоспособной на рынке.

Аргументы в пользу классического андеррайтинга:

1
Оценка неполных или некорректных данных: человек может сделать выводы на основании неполных или противоречивых данных, используя свой опыт и интуицию, чего нейросеть не сможет сделать без конкретных данных.
2
Этические и моральные принципы: при принятии решений люди учитывают моральные и этические суждения, тогда как нейросети действуют только на основе статистики и алгоритмов.
3
Персонализация: андеррайтер может предложить индивидуальный подход к каждому клиенту, учитывая уникальные обстоятельства и потребности, которых может не знать или не распознать нейросеть.
4
Интуитивное понимание и опыт: люди могут полагаться на интуитивное понимание и многолетний опыт работы в отрасли, учитывая нюансы и детали, которые не всегда можно выразить в данных.
5
Коммуникация и взаимодействие: человек-андеррайтер напрямую общается с клиентами и другими специалистами, обсуждает и объясняет свои решения, что помогает в построении доверительных отношений (решения нейросетей обычно не интерпретируемы).

Каковы же общие выводы?

На сегодня ИИ не может полностью заменить андеррайтера. Вместе с тем, ИИ – это обязательный инструмент в ритейловом андеррайтинге, без него невозможно конкурировать (или будет невозможно в ближайшее время). Именно поэтому большинство крупных компаний уже используют ИИ в своих скоринговых моделях.

Андеррайтеры должны участвовать в обучении и тестировании моделей. В этой цепочке обязательно должен быть человек, который может проверить полученные выводы на здравую логику и общую адекватность.

Стоит отметить, что все вышеперечисленное относится преимущественно к розничным видам страхования. В корпоративном сегменте, где и работает Remind, роль классического андеррайтинга существенно выше, поскольку специфика сегмента диктует необходимость оценки множества неочевидных факторов и данных, тонкого интуитивного знания культуры риск-менеджмента страхователя и, что немаловажно, – понимания специфики и масштаба бизнеса компании.
услуги
Розничные продукты для вашего бизнеса
Разрабатываем эффективную модель страхования, с учетом интересов клиентов, подрядчиков или франчайзи, которая делает ваши услуги привлекательнее и укрепляет доверие партнёров.